В марте 2020 года стало известно о планах ГИБДД применять автоматические комплексы для фиксации вынесения штрафов водителям которые не пристегивают ремень или пользуются телефоном без hands free. Проект готовился при участии и по инициативе Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы, под контролем которого находятся дорожные камеры. Апробирование новой технологии на базе комплексов «Стрелка-360» велось с прошлого года, а первое тестовое постановление вынесли 26 октября — его получил водитель служебного грузовика ЦОДД, который ехал с непристегнутым ремнем по Третьему транспортному кольцу (ТТК).

К середине декабря 2020 года уже было вынесено более 100 постановлений по ст. 12.36.1 КоАП (разговор по телефону за рулем) и около 2,3 тыс. постановлений по ст. 12.6 КоАП (езда с непристегнутым ремнем безопасности). Первыми заработали 8 камер расположенных на ТТК, Садовом кольце, Северо-Восточной хорде, а также на проспекте Вернадского, Мичуринском проспекте и Звенигородском шоссе.

Нарушителей, разговаривающих по телефону и не использующих ремень безопасности, распознает программный модуль «Безопасность», работающий на основе нейросети. Для обучения в нее был загружен массив снимков, теперь она самостоятельно определяет критерии и маркеры нарушений. Результаты работы нейросети перепроверяет техник ЦОДД, сверяя номер машины, марку и модель, после чего материал отправляется в 4-й отдел ГИБДД. Там постановления снова перепроверяют инспекторы и затем отправляют адресатам. 

Подобную систему собираются ввести и на подмосковных дорогах, пока только в тестовом режиме.

Дополнительные камеры, которые будут отслеживать лишь ситуацию с ремнями безопасности, устанавливать не планируется ‒ уже имеющихся на дорогах Подмосковья камер вполне достаточно, отметил заместитель генерального директора, операционный директор «МВС Груп» (оператора систем фотовидеофиксации в Московской области) Михаил Родионов. Требуется лишь обновить программное обеспечение и обучить искусственный интеллект выполнению новых задач. На это может уйти несколько месяцев.

Сейчас система работает в тестовом режиме. Пока не отработаны все детали, штрафы за зафиксированные камерами нарушения приходить не будут, подчеркнул операционный директор «МВС Груп».

«Во-первых, мы пока не уверены, с какой вероятностью нейросеть определяет факт нарушения, а во-вторых, ГИБДД и Минтранс должны определиться, как они будут формировать эти постановления об административных правонарушениях», – объяснил Михаил Родионов.