Автомобиль (как и другие средства транспорта) является средством повышенной опасности. Контроль перевозок – особенно пассажирских – одна из серьезных задач автотранспортных предприятий. Современные технологии позволяют осуществлять данный контроль все более эффективно. Одним из популярных инструментов контроля является видеонаблюдение. Не удивительно, что запрос на такие системы постоянно растет, а значит, от интеграторов требуется ответить на запросы, которые формулируют автотранспортные предприятия.

Видеонаблюдение на транспорте – одна из интересных и сложных задач для проектирования и монтажа оборудования. Необходимо учесть жёсткие условия эксплуатации (вибрация, перепады температуры, большие пусковые токи, сложности с подключением оборудования к интернету). Необходимо организовать хранение и синхронизацию данных для автопарка, удаленный доступ к живому видео для диспетчерской автопарка. Большая проблема – сложность моделирования зоны обзора для автобуса, ведь, скорее всего, у заказчика нет эксплуатационных чертежей, тут не попросишь «планировку». И, тем не менее, данные системы можно и нужно планировать и проектировать до этапа монтажа. Это позволит обосновать перед заказчиком выбранные технические решения и избежать конфликтных ситуаций.

Применение при проектировании систем видеонаблюдения компьютерного моделирования позволяет визуализировать зоны обзора камер, оценить области распознавания и идентификации, выбрать оптимальные места установки камер и избежать ошибок в проекте.

Использование широкоугольных объективов для идентификации входящих людей.

Небольшая высота установки позволяет использовать для решения задачи идентификации широкоугольные объективы 2,7-4 мм, что для многих других локаций невозможно именно из-за больших вертикальных углов наклона камеры к горизонту.

Из-за маленького расстояния от камеры до цели наблюдения разрешение матрицы может быть 720P / 1080P (1920×1080) либо – максимум 3 Мп. Хорошее освещение внутри автобуса также позволяют выбрать матрицу относительно небольшого физического размера – 1/4” либо 1/3”. А вот формат кадра предпочтительней выбирать 4:3 либо 16:9, но в этом случае система должна поддерживать «коридорный» формат 9:16.

Оценка различных форм-факторов для выбора камеры

Из других особенностей для данных камер важны форм-фактор, – желательно мини-купольные со степенью защиты от внешних воздействий IK10 и более (из-за низкой высоты установки); специализированные «авиационные» разъемы для защиты от вибрации, «улучшалки» видео от излишней контрастности – BLC, HLC, WDR 120dB – потому что обилие окон, зеркал, открытые двери делают кадр весьма сложным и склонным к засветкам и широкому динамическому диапазону яркостей.

Нормативные требования к системам видеонаблюдения на транспорте

Системы видеонаблюдения на транспорте должны быть сертифицированы согласно постановлению правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Монтаж камер видеонаблюдения

Первое, что нужно сделать – как и для любой другой охранной системы видеонаблюдения – обеспечить фиксацию всех входящих в автобус лиц. Это решает сразу две задачи: помогает расследовать инциденты на транспорте (что бывает, конечно, не так часто) и облегчает контроль водителем процесса посадки-высадки пассажиров. Если конечно в кабине водителя установить небольшой монитор с выводом на него части камер (как правило, для данной цели используется квадратор).

Следующая задача видеонаблюдения – контроль салона. Данные камеры нужны практически исключительно для расследования произошедших инцидентов.

В небольших автобусах / троллейбусах, как правило, для решения данной задачи достаточно двух камер, установленных по концам салона. По большому счету данная задача может решаться так же, как и контроль коридоров, с той лишь разницей, что в данном случае высота установки может не превысить 2 метров.

Также камеры могут быть установлены внутри кабины водителя для контроля его работы и для фиксации прохождения маршрута, а также внешняя камера для контроля посадки-высадки с внешней стороны автобуса.

Хранение архива

Как правило, архив хранится локально на видеорегистраторе автобуса. При этом существует механизм репликации видео в центральный архив при попадании автобуса в Wi-Fi сеть транспортного предприятия при возвращении в парк. Это позволяет создавать централизованный архив для всех автобусов предприятия и дублировать записи с локальных видеорегистраторов (подверженных негативным факторам вибрации) на существенно более надежную систему хранения данных транспортного предприятия.

Удаленный контроль

Часто специализированные регистраторы для транспорта имеют встроенные GSM / GPS / Глонасс модули, что позволяет диспетчерам контролировать работу автобусного парка куда эффективней, в прямом смысле видя перемещение автобуса на карте и «живую» картинку, переданную по мобильным сетям интернет.

Видеоаналитика

Помимо решения задачи разбора ДТП, камеры автобуса, установленные для отслеживания дорожной обстановки могут быть использованы для задач автоматической фиксации нарушений ПДД (выезда на выделенную полосу для движения общественного транспорта, фиксация нарушений в парковки, в том числе неуплаты за платную городскую парковку). Для этого сама камера либо видеорегистратор / сервер должны иметь соответствующие программные видеоаналитические модули.